Материалы к уроку

  Тема урока: «Испарение и конденсация

Цели урока:
-              познакомить учащихся с явлениями испарения и конденсации;
-              раскрыть механизм осуществления процесса испарения и конденсации на основе внутреннего строения вещества;
-              продолжить развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных ситуаций;
-              продолжить развивать у учащихся умений анализировать, сравнивать, строить аналогии.
Оборудование на столах учащихся:
- стеклянные пластины, пипетки, набор склянок с различными жидкостями, спиртовка, губка, кисточки, вентилятор, кристаллы иода в закрытой пробирке
Средства обучения: учебник «Физика-8» Перышкин А.В, компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этап 1. Организационные задачи урока (формулирует учитель)
Учащие предварительно разбиваются на пять рабочих групп

        Мотивация восприятия материала урока:
        Обращение учителя к классу:
Из курса природоведения и географии Вы знаете о существовании круговорота воды в природе (показ слайда № 1). С поверхности океанов, морей, рек и суши вода под действием солнечного тепла испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара. Существуют и обратные процессы.
 (слайд № 2).  На дворе осень. Часто идут дожди. На асфальте образуются лужи. Но мы знаем, что выглянет Солнце, подует ветер, и лужи исчезнут. Сегодня на уроке нам предстоит узнать о процессах, которые имеют громадное значение для человека и окружающей его среды. Мы узнаем, как человек научился использовать эти процессы в технике для своего комфортного существования.

Формулировка темы урока
Учитель: Мы приступаем к изучению темы «Испарение и конденсация. (слайд № 3 + Учитель записывает название темы на доску мокрой губкой).
Этап 2. Актуализация знаний
Для того, чтобы лучше понять новый материал урока, дайте ответы на следующие вопросы:
   1. Назовите свойства жидкостей и газов.
   2. Объясните их свойства на основе теории молекулярного строения вещества.
   3. Чем отличаются движения молекул горячей и холодной воды.

Этап 3. Информационный блок
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


1. (слайд №4)
Учитель предлагает учащимся дать определение процесса парообразования.
2.  (слайд № 5)
Учитель сообщает о том, что существуют два способа перехода жидкости в газообразное состояние: испарение и кипение.
3. (слайд № 6) Учитель дает определение процесса испарения, обращая внимание учащихся на то, что процесс происходит с поверхности жидкости.
4. Учитель задает вопрос: существуют ли обратный процесс испарению? (слайд №7).
5. (слайд № 8).Учитель предлагает учащимся ацию процесса испарения (используя сайт http://somit.ru, вызов которого осуществляется из слайда № 8) и объяснить механизм процесса на основе теории молекулярного строения вещества. Учитель подводит итоги обсуждения и  делает обобщение:
Молекулы жидкости непрерывно движутся с разными скоростями. Если «быстрая» молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости. Эти молекулы образуют пар над жидкостью. У оставшихся молекул при соударении друг с другом изменяются скорости. Некоторые из них приобретают скорости, достаточные для того, чтобы оказаться у поверхности и вылететь из жидкости.
6. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: при любой ли температуре происходит испарение?
Делается вывод о том, что испарение происходит при любой температуре, так как при любой температуре в жидкости присутствуют «быстрые» молекулы. (Изменения на экране происходят по «щелчку мыши»).
7. (слайд № 9). Учитель предлагает учащимся подумать над вопросом: раз при испарении самые быстрые молекулы покидают жидкость, то как должна при этом меняться внутренняя энергия жидкости, а следовательно, и температура.
8. (слайд № 10) По аналогии с п. 5 проводится объяснение процесса конденсации.
9. Учитель предлагает группам учащихся задание: выяснить, от каких условий зависит интенсивность испарения. Для этого учащиеся проводят опыты, а затем по группам докладывают результаты.
Группа 1: Выясняет зависимость интенсивности испарения от рода вещества.



Группа 2: Выясняет зависимость интенсивности испарения от температуры жидкости.



Группа 3: Выясняет зависимость интенсивности испарения от площади поверхности жидкости.


Группа 4: Выясняет зависимость интенсивности испарения от наличия ветра.


Группа 5: Наблюдают испарение кристаллов иода.






10. Учитель делает обобщение, используя слайд № 11, что интенсивность испарения зависит от рода вещества, его температуры, площади поверхности и ветра, Обращается внимание на то, что испаряются не только жидкости, но и твердые тела.
11. Учитель сообщает учащимся, что интенсивность испарения зависит также от условий окружающей среды (влажности). Подробно этот вопрос будет рассматриваться на следующем уроке (слайд № 12).
12. (слайд № 13) Учитель приводит цитату из водевиля Чехова «Свадьба», в которой испарение играет не последнюю роль.
13. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: почему в открытом стакане вода испаряется, но температура остается неизменной (ответ с использованием слайда № 14).


Высказывают предположения и записывают определение в тетрадь


Слушают  и записывают в тетрадь


Слушают  и записывают определение в тетрадь



Высказывают предположения и записывают определение в тетрадь
Наблюдают демонстрацию, высказывают предположения, делают записи в тетрадь


















Высказывают предположения, исходя из жизненного опыта, что лужи высыхают и летом-в жару, и осенью-когда холодно.





Высказывают предположения и записывают  в тетрадь





Наблюдают демонстрацию, высказывают предположения
и делают записи в тетрадь.
На стеклянные пластинки наносятся одинаковые капли воды, эфира, масла. Проводятся наблюдения.



На стеклянные пластинки наносятся капли воды.
 Стекло подогревается снизу под одной из капель.
Проводятся наблюдения. Делаются выводы.
Наносят капли спирта (эфира) на стекло и лист промокательной бумаги.
Проводятся наблюдения. Делаются выводы.
Смачивают водой два листа бумаги, затем один из них
обдувают вентилятором.
Проводятся наблюдения. Делаются выводы.
Подогревают пробирку с небольшим количеством иода, наблюдают испарение.
Каждая группа делает выводы.

Схема со слайда зарисовывается в тетради.














 Обсуждают услышанное




Делают предположения и выводы записывают в тетрадь.





Этап 4. Закрепление и обобщение материала

1.     Группам предлагается обсудить и дать ответы на вопросы слайдов 16-20, которые им последовательно показывает Учитель:
·        от чего нам становится холодно, когда мы выходим из воды?
·        зачем собака высовывает язык, когда ей жарко?
·        на весах уравновешены два стакана с водой при разных температурах. что произойдёт спустя некоторое время?
·        что произойдёт с показаниями жидкостного манометра, если на теплоприёмник капнуть каплю спирта?
·        почему появляется роса?
·        как образуются облака?

2.     (слайд № 21) Учитель: Предлагает учащимся самостоятельно разобраться с принипом работы кондиционера, прочитав текст (см. Приложение) и ответив на вопросы с выбором ответа.
3.      (слайд № 22,23) Учащимся предлагается прочитать текст «Принцип работы кондиционера» и ответить на вопросы с выбором ответа.



Этап 5. Подведение итогов урока и домашнее задание

Учитель: Изучив тему, мы узнали, какую большую роль играет испарение в жизни растений и животных, и как человек учитывает и использует эти процессы в своей жизни.
Выставляются оценки.

Домашнее задание

Параграф 16 (часть) ,  17,  упражнение  9.
Подготовить доклады,  сообщения, презентации на тему «Испарение и конденсация в природе и технике».*

* По желанию любознательных  учащихся.

Список использованных источников

1.     Перышкин А. В. Физика 8.
2.     http:// somit.ru
3.     Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики
4.     Степанова Г.Н. Физика 8


Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»

Цели урока:
-                   познакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов, добиться понимания ими факта реального и объективного существования магнитного поля, пояснить происхождение магнитного поля Земли;
-                   продолжить развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных ситуаций;
-                   продолжить развивать у учащихся умений анализировать, сравнивать, строить аналогии.
Оборудование на столах учащихся: полосовые, дугообразные, керамические магниты, металлические опилки.
Средства обучения: учебник «Физика-8» Перышкин А.В, компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этап 1. Организационные задачи урока (формулирует учитель)
         Мотивация восприятия материала урока:
         Обращение учителя к классу:
С НИМ издавна связано немало легенд. Фалес Милетский наделял его душой. Платон сравнивал его с поэтом.
         В эпоху Возрождения его считали отображением неба и приписывали ему способность искривлять пространство.
         Японцы считали, что ОН -  это сила, которая поможет повернуть к вам фортуну. В Англии он применялся в толченом виде как средство для продления молодости.
         Галилей думал, что Земля вертится оттого, что похожа на НЕГО.


Формулировка темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о НИХ - постоянных магнитах. Мы рассмотрим их свойства и объясним многие явления, связанные с ними, например: почему возникает северное сияние? Как ориентируются перелетные птицы? И другие.

Этап 2. Актуализация знаний
Для того чтобы лучше понять новый материал урока вспомним:
1. Что является источником магнитного поля?
2. Что представляет собой электромагнит?
3. Строение атома.



Этап 3. Информационный блок
          

 
     Деятельность учителя
     Деятельность учащихся

     1.         Учитель демонстрирует опыты по   намагничиванию стального, алюминиевого, медного стержня

     2.     Учитель дает определения постоянных магнитов,  используя слайд № 4 компьютерной презентации

     3.     Формулирует проблемную ситуацию:
     Мы знаем, что источником магнитного поля являются движущиеся заряженные частицы, т.е.  электрический ток. Возникает вопрос: как объяснить существование магнитного поля вокруг постоянных магнитов?

     Учитель объясняет гипотезу Ампера, используя слайд № 5.

     4.     Учитель предлагает учащимся провести фронтальные лабораторные работы для того, чтобы определить основные свойства постоянных магнитов:
 §  Притяжение мелких железных гвоздиков,
§     Неоднородность магнитов,
  §  Взаимодействие между полюсами магнитов

      Учитель совместно с учащимися проводит систематизацию и обобщение полученных результатов  с помощью слайдов № 6 – 10 компьютерной презентации урока .

     5.     Учитель предлагает учащимся подумать: можно ли изолировать магнитные полюса и существуют ли в природе магнитные заряды? 


     Учитель мотивирует  познавательную деятельность учащихся, рассказывая о последних открытиях ученых в области поиска магнитного монополя и открытии явления, названного магнетричеством.  Учитель подчеркивает актуальность проблемы в условиях быстрого  развития нанотехнологий, указывает на множество различных областей применения «магнитных» наночастиц от медицины до изготовления постоянных магнитов.


      6.     Учитель предлагает учащимся выяснить - как выглядит магнитное поле постоянного магнита, и пронаблюдать вид магнитных полей при взаимодействии магнитов, проделав фронтальный эксперимент с помощью железных опилок и магнитов.

     Учитель демонстрирует слайд № 11,  затем предлагает учащимся, используя принятые изображения магнитных линий. изобразить магнитное поле на слайдах  № 12 –13.

     Учитель предлагает учащимся сравнить вид магнитных полей постоянных магнитов с полем электромагнита. Слайд № 14.

      Учитель вместе с учащимися в процессе беседы выясняют основные свойства магнитных линий. Слайд №15


     7.     Учитель: Уже много веков тому назад люди научились использовать основное свойство магнитов (краткий рассказ об истории открытия компаса). Слайд № 16

     Учитель демонстрирует опыт «Поворот магнитной стрелки в магнитном поле Земли» и ставит перед учащимися очередную проблемную ситуацию: почему поворачивается и куда указывает стрелка компаса?
     Предлагает  объяснить наблюдаемые экспериментальные факты и построить модель физического явления (Земля как большой магнит).  Слайд №17.

     8.     Учитель, используя слайды №,17 рассказывает о магнитном поле Земли.


     9.     Учитель объясняет существование северных сияний на Земле, способы ориентирования у перелетных птиц, образование магнитных бурь, существование магнитных аномалий, демонстрируя и поясняя слайды № 18 – 21  презентации.
  



     Наблюдают



     Записывают определения в рабочий лист



     Высказываются, делают предположения, отвечают на проблемный вопрос.









     Проводят опыты, слушают учителя, отвечают на вопросы,  просматривают слайды







     Делают записи в рабочий лист



     Высказываются, делают предположения, отвечают на проблемный вопрос.



     Внимательно слушают учителя и анализируют полученную информацию.












     Проводят опыты, слушают учителя, отвечают на вопросы.






     Зарисовывают в рабочий лист вид магнитного поля с помощью магнитных линий, используя слайд № 12-14.


     Делают вывод о идентичности магнитных полей.  Делают записи в рабочий лист.

     Внимательно слушают, просматривают слайд.
     Делают записи в рабочий лист


     Внимательно слушают, просматривают слайд.




     Наблюдают опыт, отвечают на поставленные вопросы, делают предположения и выводы.







     Учащиеся внимательно слушают учителя, обозначают магнитные и географические полюса в рабочем листе, с указание их географических координат.
     Слушают учителя, просматривают слайды, делают записи в рабочем листе.




Этап 4. Закрепление, повторение, обобщение
1.                 Учитель проводит обобщение и повторение изученного материала.
2.                 Решаются задачи, представленные на слайде.

     Вид окна слайда
     Деятельность учителя и учащихся


     Закрепление изученного материала проводится с помощью задания, показанного на слайде № 17. Проверка правильности ответов учащихся производится с помощью вывода на экран ответов.





3.                Учитель предлагает учащимся пройти интерактивный тест из Единой коллекции ЦОР http://class-fizika.narod.ru/test8.htm (используется интерактивная доска).
Тема: Электромагнитные явления. Тест «Постоянные магниты».
По результатам прохождения теста и активности учащихся на уроке учитель выставляет отметки за урок.

Этап 5. Подведение итогов урока и домашнее задание

Домашнее задание

Параграф 59,  60, №№ 1612, 1616, 1617.
Подготовить доклады, сообщения, презентации на тему «Нанотехнологии и постоянные магниты».*
* По желанию любознательных  учащихся.

Список использованных источников

4.                Уроки физики Кирилла и Мефодия, CD-курс, 9 класс
5.                Перышкин А. В. Физика 8.
6.                http://class-fizika.narod.ru



План урока
«Измерение размеров малых тел»
1.      Создание у учащихся условий для формирования опыта исследовательской деятельности.
2.      Формирование мотивов творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
3.      Познакомить учащихся с методом рядов как средством для определения размеров малых тел.

Задачи:
1.      Развитие самостоятельности и ответственности.
2.      Создание условий для развития коммуникативности и способности эффективному общению.
3.      Формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
4.      Развитие познавательных процессов учащихся, внимания, воображения, восприятия.
5.      Формирование умения логического мышления, элементов творческого поиска.

Оборудование:

1.      Компьютеры учащихся, компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
2.      ППС «Интерактивная задача измерения размеров малых тел из коллекции ЦОР, презентация учителя к уроку;
3.       тонкая проволока, линейка, карандаш, измерительные цилиндры, пипетки, стакан с водой.

ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
  Деятельность ученика
     Организующий момент
  Психологический настрой учащихся
Слушают
     Рефлексия   
     «В одну реку нельзя войти дважды, а значит, сегодня мы встретились не такими, какими расстались: что-то переосмыслилось, какие-то новые мысли пришли в голову, что-то кажется не таким значимым, как на последнем уроке».
     Каждому желающему предлагает кратко ответить на вопросы:
1.    Что происходило, на их взгляд, на уроке?
2.    На чем, как им представляется, закончили?
Слушают.




    Отвечают на вопросы.
(«разговаривать» учащимся помогает слайд с текстом «И ТЫ ТОЖЕ ПРАВ!»).
     Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
     Создает проблемную ситуацию для учащихся, вспоминая опыт Релея по определению размера молекулы с помощью капли масла.
     Задает вопрос «Как Релею удалось определить объем капли?»
     Сообщает учащимся тему и задачи урока.
     Просит учащихся вспомнить: 
1.    Каким измерительным средством измеряется длина физического тела?
2.    Каким измерительным средством измеряется объем жидкости?
Слушают

Смотрят слайд
«Опыт Релея».

Отвечают на вопрос.

Слушают.
Смотрят слайд.

    Отвечают на вопросы.

Смотрят слайд.

Изучение нового материла
     Предлагает учащимся высказать гипотезы об определении размера рисового зернышка, если в наличии имеется только линейка. При необходимости напоминает притчу о прутиках.
Высказывают предположения.
     Рассказывает о методе рядов.
Слушают.
      Предлагает учащимся с помощью интерактивной задачи определить размер рисового зернышка.
     Садятся за компьютеры, выполняют задание, результаты записывают в рабочие листы.
     Предлагает учащимся занять места за партами, демонстрирует слайд с фотографией молекулы, предлагает открыть учебники и определить по иллюстрации определить размер молекулы.
     Обращает внимание учащихся на то, что в таблицу рабочего листа необходимо будет записать полученный результат и истинный размер молекулы с учетом масштаба.
Рассаживаются по группам.
Смотрят слайд.
   Открывают учебники, делают необходимые измерения и расчеты.

     Записывают результаты в рабочие листы.
     Предлагает обсудить в группе метод определения толщины проволоки и объема капли воды, используя то оборудование, которое имеется у них на столах,  также предлагает обсудить способ представления результатов.
Обсуждают метод получения результатов и способ их представления.
Рефлексия
     Предлагает на данный момент завершить предметную деятельность,  предоставляя возможность предъявления результатов на следующем уроке.
     Предлагает учащимся сделать выводы о проделанной работе.

     «А напоследок я скажу»
     Предлагает учащимся ответить на вопросы:
1.      Твое самое большое  личное достижение на уроке.
2.      Что не получилось и почему?
3.      Мои и наши перспективы.

Подведение итогов урока. Задание на дом.
     Анализирует деятельность учащихся на уроке, благодарит за работу, объясняет домашнее задание (работа над проектом)
     Слушают и записывают домашнее задание.