Статьи

На этой странице будут размещаться статьи о современных методах преподавания физики.

Семенцова Л.В. учитель физики ГОУ СОШ  503



Некоторые особенности применении ИКТ на уроках физики

            В настоящее время перед школьным образованием стоит много проблем. В первую очередь это, конечно, сохранение здоровья подрастающего поколения. Для того, чтобы ребенок был здоров, необходимы не только здоровый образ жизни и правильное питание, но и его хорошее внутреннее психологическое состояние. Это состояние во многом зависит от его веры в себя, то есть от того, как уверенно он чувствует себя в жизненных ситуациях, в том числе  и при обучении в школе. Следовательно, развивая у ребенка чувство успешности, применяя методы обучения, позволяющие ему лучше и быстрее разобраться в изучаемой теме,  найти ответы на поставленные перед ним вопросы, мы помогаем ему стать здоровым и успешным в его взрослой жизни. Так как наша школа является городским ресурсным центром по здоровье-сберегающим технологиям, то хочется рассмотреть процесс использования ИКТ на уроках как средство повышения мотивации, развития интереса к изучению предмета, а также как средство активного вовлечения учащихся в учебный процесс.
            Необходимо помнить, что использование компьютера на уроке оправдано только в том случае, если это обеспечивает преимущество по сравнению с другими средствами обучения.
            Рассмотрим некоторые возможность применение ИКТ на уроках физики.
1.      Урок-презентация.
Урок создается в виде презентации, с применением программы  MS Power-Point. Слайды презентации могут содержать иллюстрации для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, фрагменты видеофильмов, анимации. Демонстрации виртуальных опытов могут чередоваться с выполнением фронтальных лабораторных работ, что определяется заранее продуманной структурой урока.
Такие уроки можно проводить при изучении нового материала, при обобщении, при  решении задач, а также для контроля знаний.
            Презентации могут быть созданы самим учителем, либо найдены в Интернет-ресурсах, либо используются готовые уроки с дисков, если они совпадают с планированием учителя.

2.      Компьютерное моделирование.
Диски «Открытая физики» и «Живая физика» фирмы «Физикон», содержащие модели физических объектов и силовых полей, очень удобны и наглядны при использовании. Например, при изучении закона Кулона учащимся может быть предложено решить качественную или расчетную задачу, а затем смоделировать ее на компьютере. Более способным ученикам можно предложить спланировать и провести компьютерные эксперименты, которые бы позволяли доказать физические закономерности, например, зависимость силы Кулона от расстояния между зарядами.
Учащие с удовольствием учатся управлять компьютерной моделью, осознанно усваивают учебный материал, учатся получать знания самостоятельно.
В качестве домашнего задания могут быть предложены творческие знания: придумать, сформулировать и решить задачу для последующей проверки решения в компьютерном классе, моделируя эксперимент на компьютере.

3.      Проведение «виртуальных» экспериментов.
Не секрет, что оборудование кабинетов физики не всегда позволяет провести в классе качественную демонстрацию физического процесса. В этом случае незаменимым помощником учителю становятся многочисленные видеоролики и анимации. Они дают возможность продемонстрировать физический эксперимент  и помогают учителю объяснить, а учащимся понять, как протекают невидимые невооруженным глазом физические процессы. Примером таких экспериментов может быть демонстрация электролиза или фотоэффекта.
4.      Проведение лабораторных работ.
Используется диск «Лабораторные работы. 7-9 классы» в том случае, если проведение этих работ в кабинете невозможно из-за недостатка оборудования. Урок проводится в компьютерном классе. Учащиеся работают парами, проводят компьютерные эксперименты,  оформляют отчеты, делают выводы. При проведении таких уроков возможно дополнительно проведение тестирование по изучаемой теме.
5.      Контроль знаний и умений.
Разнообразить этот этап урока, значительно сократить время его проведения, а также время проверки учителем, позволяют тестовые задания разнообразные по форме и сложности. Такие задания можно найти на дисках, в Интернет-ресурсах, либо создать самостоятельно. Тестирование может быть проведено индивидуально или для всего класса по отдельным вопросам и темам.
            Преимуществом такого контроля является оперативное получение оценки и возможность анализа своих ошибок учащимся.
            Актуальность такого проведения контроля знаний заключается еще и в том, что позволяет практиковать на уроках элементы подготовки к ЕГЭ, приучая учащихся к тестовой форме контроля знаний.
            При чтении элективных курсов представляется целесообразными проводить контроль знаний непосредственно в формате ЕГЭ, используя при этом обучающие программы с дисков и Интернет-ресурсов.
           
6.      Дифференциация знаний на различных этапах проведения урока.
Применение различных комбинаций представленных в пп. 1-5 методов и программ позволяет учителю дозировать информацию еще и с точки зрения максимального освоения ее учащимися.
В начале урока, когда идет повторение пройденного ранее материала, целесообразно применять более легкий, иллюстративный материал, что позволит учащимся быстрее и в более легкой форме освежить свои знания по теме.
В середине урока, когда учащиеся максимально восприимчивы к усвоению нового материала, следует применять более сложные для усвоения лабораторные работы по темам, компьютерное моделирование изучаемых физических явлений.
В конце урока, при проведении этапа закрепления, учитель может использовать слайды-иллюстрации, позволяющие привлечь внимание учащихся к рассматриваемому вопросу.

7.      Создание творческих работ учащихся.
При внеклассной работе учащихся применение ИКТ создает значительные преимущества как при выполнении творческих работ, так и при их защите.
Ежегодно, в рамках недели естественных наук проводятся конференция старшеклассников по различным экологическим проблемам, как например, «Экология дома». В своих работах учащиеся рассматривают экологические проблемы с точки зрения химии, биологии, физики, представляя свои работы в виде компьютерных презентаций перед одноклассниками.
При создании научно-практических работ используются компьютерные модели, проводятся компьютерные эксперименты. Результаты работ представляются в виде компьютерных презентаций на школьной, а затем районной НПК.
Наша школа приступила к реализации проекта “Школа будущих  инженеров”. Рассмотренные в данной работе различные аспекты применения ИКТ на уроках физики способствуют повышению интереса к предмету, развивают у учащихся логическое и образное мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. Это позволяет выпускникам нашей школы достаточно успешно сдавать ЕГЭ по физике и математике и поступать в технические ВУЗы.

Идея популяризации профессии инженера среди школьников неотделима от использования в обучении ИКТ, в частности, на уроках физики.




Пирогова Ю.Ю. заместитель директора по ИКТ ГОУ СОШ  503
Беляева Н.К. - учитель информатики

БЛОГОдеяние педагогов- педагогика без границ.
Доверие, информированность, общение, обучение

Современный темп жизни и поток информации, обрабатываемый нами сегодня, растет с каждым днем, поэтому окружающая действительность предъявляет к нам все большие требования. Современный учитель не имеет права отставать от жизни, он должен постоянно находиться в поиске, творить, выдумывать, учиться, чтобы быть интересным, конкурентноспособным и авторитетным не только для своих “продвинутых” учеников и их родителей, но и для профессионального сообщества.
Реалии современного общества таковы, что умение читать и проявлять себя в Internet- среде является одним из критериев грамотности, поэтому учителю сегодня уже не достаточно обладать только простыми пользовательскими знаниями компьютера и изредка показывать ученикам на уроках презентации. Современные компьютерные технологии и в том числе Internet стремительно и не заметно внедряются в нашу жизнь и нам необходимо принимать это и стремиться использовать их для решения воспитательных и образовательных задач.
Обучаясь на курсах в РЦОКОиИТ, администрация нашего ОУ заинтересовалась опытом коллег из других школ, организующих свою работу с использованием Internet- ресурсов. Мы познакомились с данным опытом поближе и ряд новых технологий решили использовать в своей работе.
РЦОКОиИТ поддержал наши начинания и, учитывая, что школа всегда на курсах обучается командно, организовал обучение педагогического коллектива по программе «Веб 2.0 технологии» на базе школы. В нашем ОУ давно существует опыт командной курсовой подготовки: обучение по программе СЗОУ, по вопросам формирования установок толерантного сознания, основы компьютерной грамотности для учителей ОУ ( в течение двух лет). На собственном опыте мы убедились, что внедрение новых технологий в команде происходит намного оперативней и согласованней.
Команда педагогов, обучающиеся на курсах по программе «Веб 2.0 технологии», получают более широкие возможности мотивировать учащихся к обучению с учетом того, что современный школьник- это продвинутый пользователь и просторы Internet он давно уже активно осваивает и уделяет этому довольно много времени, зачастую в ущерб учебе.
В 2009 году наше ОУ приняли участие в ПНПО “Образование”, с проектом “Школа будущих  инженеров”. Теперь перед нами стоит задача внедрить его в жизнь
Одним из направлений  проекта “Школа будущих инженеров” стало создание сайта “Атлас инженерных профессий” и блога “Требуется инженер!”.  Идея популяризации профессии инженера среди школьников возникла тогда, когда стало понятно, что в современном обществе с интенсивно развивающимся производством, не будет хватать специалистов инженерных профессий. Рассматривая перспективу развития нашего ОУ , оценивая ситуацию относительно  будущего определения образовательного маршрута  наших выпускников, желая им успешного жизненного пути,  мы решили, что должны уделить этой теме достаточное внимание.
Создание сайта, посвященного вопросам инжиниринга, стало совместной творческой деятельностью учителей и учащихся старших классов. При чем, участие  в конкурсе “Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт-Петербурга”, проводимого Санкт-Петербургским  государственным университетом технологии и дизайна в мае 2010 года с “Атласом инженерных профессий” принесло нам победу. Новым этапом в реализации нашего проекта стало создание блога “Требуется инженер!”
 Для определения своей будущей профессиональной деятельности будущему выпускнику необходимо ознакомиться с технологическими, экономическими, педагогическими, медицинскими и психологическими особенностями профессии. В блоге  размещены сведения об инженерных профессиях, перечислены требования, которые предъявляются к современному инженеру,  материалы об инженерных вакансиях на рынке труда, о зарплате инженера.
Отдельная страница посвящена рассказам о  знаменитых инженерах, Страница  «Творения рук человеческих»  содержит слайд-шоу с фотографиями  великих творений человеческой мысли. Для этих страниц материалы подбирают сами ученики.
Наибольший интерес вызвали  публикации цитат Генри Форда и правил жизни Билла Гейтса.
В блоге размещена анкета «Профессиональный выбор старшеклассника», а также ссылки на анкеты на других образовательных сайтах. Проведение анкетирования школьников 8-11 классов дало интересные результаты для анализа, пищу для размышления для всех педагогов и  богатый материал  для педсовета.
Блог  также позволяет размещать видеоролики, презентации, документы, фотографии,  слайд-шоу.
К каждой публикации можно оставить комментарий, высказать свое мнение,   задать вопрос, можно проводить  дискуссии. Наши старшеклассники активно  дискутировали на тему «Женщина-инженер».
Предполагаем, что  учеников 11класса должна заинтересовать статистика о наших выпускниках прошлых лет: где они продолжили свое образование, где  работают в настоящее время.
Читателями блога «Требуется инженер» уже стали 47 старшеклассников, стать читателями могут не только наши ученики, но  мы ждем и  представителей Вузов, с которыми мы установили дружественные деловые связи. Вузы заинтересованы  обучать  студентов, которые осознанно выбрали свою специальность. Читателем блога также может стать любой желающий, свое мнение  в комментариях может высказать любой пользователь Интернета.
Знания, полученные в курсе обучения Веб 2.0 технологиям, нашли свое применение и в других областях педагогической деятельности. Директор нашей школы Крайнова Л.В. создала свой “Блог директора”. Учителя создали и начали деятельность по наполнению своих блогов, предназначенных как для учеников так и для родителей. Каждый блог рассчитан на свой круг читателей. Это могут быть учащиеся, учителя и коллеги, родители.  Задав себе  вопрос “Блог - это дополнительная нагрузка или удобный инструмент?”, многие из нас поняли, что БЛОГОдеяние обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими способами представления, хранения информации и коммуникации.
     для ведения блога необходимы элементарные офисные навыки, которыми владеет любой пользователь;
     в блоге можно оперативно размещать материалы различных форматов (аудио-; видеофайлы, тексты, ссылки, тесты, создавать фотоальбомы)
     блог является отличным каналом коммуникации с учениками, родителями, коллегами, при этом возможно установить обратную связь ( создание совместной сетевой работы. анкетирования, читатели могут оставлять комментарии представленных материалов);
     блог позволяет разместить большое количество материала в разных форматах);
     блог может стать точкой выхода в безграничные информационные просторы Internet.
Педагоги, живущие в БЛОГОсфере, стремятся поделиться со своими читателями всем тем, что они знают, повысить интерес своих учеников к предмету. Учитель- предметник, ведя свой блог, имеет возможность разместить мультимедиаматериалы, иллюстрирующие уроки,  ссылки, открывающие выход в Internet, материалы для самостоятельного изучения, электронные конспекты, контурные карты с заданиями и т.п.,  таким образом, расширяя образовательное пространство, к тому же блог - это постоянно ведущееся профессиональное портфолио учителя.
Классный руководитель, может вести летопись класса, такой блог может быть совместным творческим проектом (интересно будет посмотреть через 10 лет!).
 Блог директора позволяет оперативно решать вопросы и “повышать квалификацию” родителей, а блог завуча поможет  организовать управление образовательным учреждением. К тому же учитель, директор, завуч, предстает перед обществом в новом образе- современного, компетентного и продвинутого человека.
Конечно, существуют и некоторые проблемы, одна из них- это проблема конфиденциальности данных учащихся, вступивших в Internet- сообщество в подобном формате. Но, учитель на то и учитель, чтобы объяснить учащимся и их родителям правила поведения в сети и сформировать у них навыки сетевого общения.
Наш опыт БЛОГОдеяния еще не слишком велик, но мы в начале пути и у нас все впереди, тем более, что в учительском и ученическом сообществе нашей школы БЛОГОсфера уже формируется.